Охота на простака. Экономика манипуляций обмана
Кому из нас не приходилось попадать впросак при покупке товара или получении услуги! Зачастую в таких случаях мы имели дело с вполне осознанным и расчетливым обманом со стороны хитрого продавца. Такой обман, к сожалению, имеет свои глубокие психологические корни и огромные масштабы: охота на наивных простаков идет, увы, повсеместно и чаще всего – отнюдь не в их пользу.
Этот своеобразный процесс всесторонне проанализировали в книге «Охота на простака» Джордж Акерлоф и Роберт Шиллер. Они, словно опытные хирурги, препарируют сложный и изощренный механизм манипуляций и обмана в экономике современного мира. Когда под внешне заманчивой и привлекательной вывеской доверчивому потребителю подсовывают совершенно другой, дефектный или не стоящей запрашиваемой за него цены продукт. Игра нередко идет на психологическом уровне, с всевозможным использованием наших личностных слабостей и уязвимых мест, нашей наивности и опрометчивости. «В экономической системе масса ловушек, поэтому очень полезно знать, как они выглядят» – эту формулировку из авторского предисловия можно считать своеобразным эпиграфом к книге.
Тандем авторов не жалеет примеров и комментариев: их десятки. Вот почему это пособие о том, как надо и можно лавировать, чтобы избежать обмана и спекуляций, непременно привлечет к себе внимание многих покупателей, начиная от рядовых. Не говоря уже о предпринимателях, представителях мелкого и среднего бизнеса, постоянно имеющих дело с не всегда добросовестными коллегами, вообще каждого, кто на профессиональном уровне интересуется спецификой нынешних рыночных отношений. Тем более, что «механику раскрытия обмана» им предлагает, и это одна из фишек книги, тандем Нобелевских лауреатов по экономике: Д. Акерлоф получил ее в 2001 году, Р. Шиллер – в 2013. Первый, кстати, широко известен также как автор нашумевшей статьи о рынке «лимонов», а второй, профессор экономики, преподает в Йельском университете США.
Отнюдь, не опровергая свободный рынок Запада, они аргументировано, с отличным знанием практики, развеивают некоторые мифы о нем. В частности, критикуя бытующее мнение о том, что этот рынок приносит только пользу, именитые авторы доказывают: у него есть и обратная, нелицеприятная сторона медали. Главной целью рынка была и остается прибыль, и ради этого многие его участники готовы на все, совершенно не заботясь о клиенте. Что, кстати, характерно не только для развитого Запада, но и стран постсоветского пространства, где охота на простаков приобрела присущие только ему уродливые формы.
Содержание книги «Охота на простака»
Можно с немалой вероятностью предположить, что читательская реакция на книгу «Охота на простака» (кстати, впервые переведенную на русский язык) будет полярной. Одни отдадут ей должное за необычность темы и смелость в ее раскрытии.
Другие, взявшись за нее как за самоучитель противодействия обману в торговле, вскоре поймут, что практической отдачи для них в этом издании маловато.
Третьи посетуют на тяжеловесный стиль изложения, когда читателю приходится буквально продираться сквозь джунгли сложных научных формулировок и оборотов: это вовсе не легкая прогулка живо написанным научно-популярным изданием. И эта полярность и неоднозначное восприятие книги лишь подчеркивают ее неординарность.
Фрагменты из книги «Охота на простака»